Комплексное развитие территорий

Мониторинг реализации механизма комплексного развития территорий субъектами Российской Федерации

Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» в Градостроительный кодекс Российской Федерации введен единый механизм комплексного развития территорий (КРТ) – взамен ранее используемых отдельных механизмов (РЗТ, комплексное развитие территорий по инициативе органов местного самоуправления и КОТ).

На сегодняшний день КРТ является одним из ключевых направлений градостроительного развития регионов Российской Федерации для повышения эффективности использования территорий и их обновления, создания необходимых условий для развития инфраструктуры.

Законодательные изменения обеспечили:

1.    возможность установления субъектами Российской Федерации критериев для неаварийных МКД в целях включения их в границы территории, подлежащей комплексному развитию;

2.    создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования обновления застроенных территорий;

3.    расселение аварийного жилищного фонда и предоставление субсидий на возмещение понесенных расходов по переселению;

4.    меры поддержки для развития всех видов инфраструктуры;

5.    упрощенный механизм изъятия объектов капитального строительства и земельных участков;

6.    создание новых рабочих мест и получение дополнительных налоговых поступлений в бюджет по результатам проводимых торгов;

7.    сокращение инвестиционно-строительного цикла.

В КРТ могут быть вовлечены как районы жилой, так и нежилой застройки, а также незастроенные территории и участки, владельцы которых выступили с инициативой о КРТ.

В настоящее время в 72 субъектах Российской Федерации в активной стадии реализации механизма КРТ 562 территории площадью 14,5 тыс. га с градостроительным потенциалом 98 млн кв. м, в том числе жилой – 71 млн кв. м.

Всего в проработке 1 127 территорий общей площадью 31,4 тыс. га, в том числе 116 территорий, комплексное развитие которых осуществляется АО «ДОМ.РФ» с градостроительным потенциалом 205 млн кв. м, из них около 149 млн кв. м. жилой площади.

Принято 516 решений о КРТ, в том числе 208 решений о КРТ жилой застройки общей площадью – 13,1 тыс. га с градостроительным потенциалом – 88,2 млн кв. м, из них – 61,3 млн кв. м жилой площади.

В рамках реализации КРТ жилой застройки расселено 108,9 тыс. кв. м. жилого фонда, в том числе аварийного – 89,7 тыс. кв. м: улучшены жилищные условия для 6,23 тыс. человек.

По состоянию на 1 февраля 2024 г. ППК «Фонд развития территорий» приняты решения о подтверждении размера суммы финансовой поддержки на реализацию 12 проектов КРТ в Архангельской, Брянской, Волгоградской, Иркутской, Липецкой, Мурманской, Нижегородской, Томской, Ульяновской, Ярославской области, Республике Марий Эл и Республике Бурятия в размере 1,2 млрд рублей.

В настоящее время в работе АО «ДОМ.РФ» 116 проектов в целях реализации КРТ в 47 субъектах Российской Федерации с общей площадью 5,7 тыс. га с градостроительным потенциалом 21,3 млн кв. м жилой площади.

На текущий момент АО «ДОМ.РФ» получено согласование в 36 субъектах Российской Федерации по 77 проектам КРТ на земельных участках общей площадью 3,69 тыс. га с градостроительным потенциалом 15,4 млн кв. м.

Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, уже приняты положительные решения по 64 проектам в 33 субъектах Российской Федерации, предполагаемым к реализации на земельных участках площадью 3 тыс. га с общим градостроительным потенциалом 12,8 млн кв. м.


Мониторинг реализации инфраструктурных проектов

1. Инфраструктурные облигации

Общий объем финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования до конца 2024 г. составляет 150 млрд рублей. В 2021 г. объем фактически размещенных облигаций составил 20,0 млрд рублей, в 2022 г. - 25,0 млрд рублей, в 2023 г. – 15 млрд рублей.

На цели финансового обеспечения (возмещения) затрат специализированных обществ проектного финансирования по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям в 2023 г. предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 2,099 млрд рублей (по состоянию на 11 августа 2023 г. кассовое исполнение 870,1 млн рублей).

В настоящее время одобрено 42 проекта на общую сумму 138,4 млрд рублей в 22 субъектах Российской Федерации (Челябинская, Тульская, Тюменская, Курская, Сахалинская, Магаданская, Нижегородская, Новосибирская, Самарская, Воронежская, Амурская, Владимирская, Пензенская, Липецкая, Московская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республики Саха (Якутия) и Башкортостан, Хабаровский и Приморский края, г. Санкт-Петербург, г. Москва). Реализация указанных проектов позволит ввести порядка 34,3 млн кв. м жилья.

Нормативная база

Минстрой России на постоянной основе оказывает всестороннее содействие в реализации КРТ: оказывает информационно-правовую поддержку в части разъяснения норм действующего законодательства Российской Федерации, ведет разъяснительную работу с органами власти субъектов Российской Федерации по всем преимуществам КРТ, в том числе в части применения инструментов «Инфраструктурного меню».
Нормативно-правовая база, регулирующая реализацию механизма КРТ и инструментов «Инфраструктурного меню»:

  1. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий»;
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. № 846 «Об определении случаев предоставления субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, передаче указанных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность и уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки в размере от 25 до 100 процентов нормативной стоимости переселения»;
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2022 г. № 1371 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 г. № 578»;
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2021 г. № 701 «Об утверждении Правил проведения торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории, Правил определения начальной цены торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории при принятии решения о комплексном развитии территории Правительством Российской Федерации и Правил заключения договора о комплексном развитии территории посредством проведения торгов в электронной форме»;
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 г. № 577 «Об утверждении Положения о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления»;
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2022 г. № 87 «О предоставлении государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства за счет привлеченных средств Фонда национального благосостояния займов юридическим лицам, в том числе путем приобретения облигаций юридических лиц при их первичном размещении, в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации»;
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 г. № 579 «Об утверждении Правил согласования включения в границы территории, в отношении которой решение о ее комплексном развитии принимается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или главой местной администрации муниципального образования, земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности»;
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 1184 «Об утверждении Правил принятия Правительством Российской Федерации решения о комплексном развитии территории и согласования такого решения с субъектом Российской Федерации, в границах которого расположена территория, подлежащая комплексному развитию, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации»;
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2020 г. № 1260 «Об утверждении Правил согласования включения в границы территории, подлежащей комплексному развитию по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, земельных участков для размещения объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур»;
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2022 г. № 603 «О случаях и порядке выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, на двух и более земельных участках, разрешений на ввод в эксплуатацию таких объектов, а также выдачи необходимых для этих целей градостроительных планов земельных участков»;
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2017 г. № 594 «Об утверждении Правил согласования изъятия для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки, комплексном развитии территории нежилой застройки»;
  12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 2044-р «Об утверждении перечня самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе»;
  13. Приказ Минстроя России от 28 января 2019 г. № 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор»;
  14. Приказ Минстроя России от 26 августа 2021 г. № 610/пр «Об установлении Порядка признания многоквартирных домов находящимися в ограниченно работоспособном техническом состоянии»;
  15. Приказ Минстроя России от 1 апреля 2022 г. № 233/пр «Об утверждении формы соглашения о представлении отчетов и иной дополнительной информации о ходе реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта, предусмотренного пунктом 13 перечня самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 2044-р»;
  16. Приказ Минстроя России от 1 февраля 2019 г. № 73/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по созданию и развитию региональных центров компетенций по вопросам городской среды»;
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 1189 «Об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов»;
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 1190 «Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов»;
  19. Приказ Минстроя России от 30 сентября 2022 г. № 807/пр «О создании межведомственной рабочей группы по мониторингу реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и связанных с ними инвестиционных проектов»;
  20. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2459 «Об утверждении Правил финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации»;
  21. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета акционерному обществу «ДОМ.РФ» в виде вклада в имущество акционерного общества «ДОМ.РФ», не увеличивающего его уставный капитал, для возмещения российским кредитным организациям недополученных доходов по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства по льготной ставке, и Правил возмещения российским кредитным организациям недополученных доходов по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства по льготной ставке»;
  22. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. № 1704 «Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения»;
  23. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2021 г. № 1740 « Об утверждении Правил списания задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, методики расчета поступления налоговых доходов в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов и перечня подлежащих зачислению в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов, в объеме поступления в федеральный бюджет которых Правительство Российской Федерации вправе списать задолженность субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. № 1705».
Работа Межведомственной комиссии по отбору проектов строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщает о проведении заочного заседания Межведомственной комиссии по отбору проектов строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Межведомственная комиссия), которое состоится 20 сентября 2023 г.

 

Повестка заседания МВК:

Вопрос 1. Принятие решения об отборе проекта «Второй этап строительства объекта «Автоматизированная отдельно стоящая котельная мощностью 100 МВт для обеспечения теплом и горячим водоснабжением комплексной застройки «мкр. Центр-2» по адресу: Московская область, г.о. Балашиха, микрорайон Железнодорожный, улица Автозаводская, реализуемая в две очереди (два этапа) строительства».

Вопрос 2. Принятие решения об отборе проекта «Создание и эксплуатация объекта спорта «Ледовая арена» в городе Перми».

Дата изменения: 08.08.2022 23:42:11