"Инфраструктуру для жизни" планируется запустить уже до конца года – Юрий Муценек

17.06.2024
"Инфраструктуру для жизни" планируется запустить уже до конца года – Юрий Муценек
Этой весной президент РФ Владимир Путин поручил разработать и представить новый нацпроект – "Инфраструктура для жизни". Статс-секретарь – заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Юрий Муценек рассказал "Интерфаксу", что из себя будет представлять проект, а также о законодательных инициативах, над которыми сейчас работает Минстрой РФ. 
Недавно состоялось заседание по нацпроектам, где был презентован новый проект "Инфраструктура для жизни". Что он будет объединять? Зачем в принципе понадобилось выносить его в отдельный проект?

Новый национальный проект формируются, исходя из тех задач, которые поставил президент в рамках своего послания и в рамках нового майского указа №309. В нацпроекте планируется наличие тех механизмов, которые уже хорошо зарекомендовали себя в последние годы. Это федеральные проекты по нашему направлению: "Жилье", "Формирование комфортной городской среды", вопросы, связанные с расселением граждан из аварийного жилищного фонда. То есть базово те инструменты, которые были, они сохраняются.

Нацпроект будет более комплексным, более широким и планирует большую синхронизацию мероприятий между собой. Он объединит строительство жилья, дорог, социальных объектов, обновление коммунальных сетей и общественного транспорта – ведь все это нужно для комфортной жизни человека в городской среде. Вот эта синхронизация и объединение смежных направлений и станет особенностью нового национального проекта, это и будет отличать его от других.

Как ранее уже говорилось, правительство подготовило основные подходы и нормативные документы к новому нацпроекту. Глава государства в своем указе поручил при участии Госсовета представить "Инфраструктуру для жизни" до 1 сентября 2024 года, запустить проект планируется уже до конца года.

Кстати о показателях. Нацпроект "Жилье и городская среда" имеет четкие количественные цели. Есть ли такие цели у нового нацпроекта и каковы этапы их достижения?

Безусловно. Новые показатели, именно те, которые сформированы в указе. В новом национальном проекте планируются смежные показатели – это доведение уровня обеспеченности на человека до 33 кв.м, обновление жилищного фонда, повышение доступности. То же самое по количеству благоустроенных объектов: есть конкретно измеримая цифра – 30 тыс. общественных пространств и 1,6 тыс. проектов победителей всероссийского конкурса (лучших проектов создания комфортной городской среды – ИФ), которые будут в этом национальном проекте. Также и по коммунальным мероприятиям. Как вы помните, до 2030 года необходимо обеспечить качественными коммунальными услугами до 20 млн человек.

Какие законы понадобится принять для его реализации?

Во-первых, мы вынуждены так или иначе в какой-то мере проводить регулирование. Конечно, с точки зрения определенного блока вопросов и стабильность нужна, потому что чрезмерное регулирование – это и для бизнеса тяжело, и для граждан. Хочется долгосрочного понимания.

Во-вторых, есть мероприятия, которые требуют дополнительных изменений с учетом текущих особенностей. К примеру, по жилищно-коммунальному хозяйству. Речь идет о формировании большого блока работы, связанного с программой модернизации коммунальной инфраструктуры. В рамках этого мероприятия мы так или иначе будем работать над изменением законодательства и с точки зрения формирования обязательности наличия инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, и с точки зрения вопросов, связанных с амортизационными отчислениями.

В-третьих, при формировании национального проекта мы установим дорожную карту, то есть план действий по всем направлениям. Будем поступательно идти с точки зрения необходимого законодательного регулирования. По этому направлению мы постоянно работаем с коллегами из Государственной Думы, из Совета Федерации.

Помимо этого, в законодательстве нужны изменения по управляющим компаниям, претендующим на право получение лицензии. Необходимы уточнения по материально-техническому обеспечению, по штату и многие другие, чтобы УК могли обеспечивать качественные услуги для граждан.

Недавно на одном из совещаний прозвучало предложение отказаться от лицензирования в пользу СРО. Насколько это рабочий вариант?

Саморегулирование в ЖКХ – это предмет, я считаю, очень серьезного обсуждения с учетом экспертного сообщества, с учетом разного уровня органов власти. Жилищно-коммунальное хозяйство – это то, что касается нас с вами каждый день, каждого человека. Прежде чем выходить на какие-то конкретные решения, нужно взвесить все эти мероприятия. Министр (строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин – ИФ), исходя из разного рода обращений, поручил нам посмотреть, какие есть варианты, какие сильные стороны, какие слабые стороны, в том числе с учетом того, как сегодня сформировано саморегулирование строительной отрасли. Мы рассматриваем все варианты.

Минстрой много работает над ограничением цены квадратного метра. Недавно была озвучена инициатива по ограничению маржинальности девелопмента 20%. Как Вы прокомментируете такую инициативу? Приведет ли она действительно к снижению цен или проблема не в этой плоскости?

Вы знаете, я считаю, что рыночные отношения – это рыночные отношения, но, как и в любых направлениях работы, есть определенные категории, когда есть допустимые параметры, а есть излишки.

Я считаю, что нужно за этим смотреть и понимание складывать не только с точки зрения собственных интересов застройщика, но в первую очередь с точки зрения граждан. Должен быть баланс, как и в других направлениях.

Много говорят о росте цены квадратного метра в силу различных причин. Как Вы считаете, есть ли потенциал снижения себестоимости?

Думаю, есть. Я считаю, что в этом направлении нужно обязательно двигаться. Нужно говорить не только о снижении, но и в целом о повышении доступности жилья, которое включает в себя и доходы граждан. С точки зрения стоимости строительства, именно технологического процесса – в этом направлении нужно двигаться.

Нужно двигаться и в вопросе управления теми факторами, которые влияют на стоимость земли. Речь идет о техническом присоединении и стоимости строительных ресурсов. За последние несколько лет произошла определенная динамика по разным направлениям, поэтому в этих факторах нужно предметно разбираться.

Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, я считаю, что однозначно этим нужно заниматься.