Нацпроектов много, стройка одна: как в Кемерове возводятся новые микрорайоны

02.07.2020
Нацпроектов много, стройка одна: как в Кемерове возводятся новые микрорайоны

Новый толчок развитию городов в Кузбассе дали национальные проекты. Благодаря их комплексной реализации в Кемерове активно строятся новые жилые районы с современной социальной и транспортной инфраструктурой, комфортной средой для жизни и бизнеса. Как власти, застройщики, предприниматели и сами горожане меняют облик городов, выяснял портал «Будущее России. Национальные проекты».

Город в городе

Ленинский район Кемерова активно застраивался с 1970-х годов. Уже тогда советские архитекторы предполагали, что он станет одной из основных площадок для жилищного строительства, так как расположен всего в получасе езды от центра города, но при этом вдали от промышленных предприятий. Однако к началу 1990-х темпы возведения жилья здесь, как и во всем городе, упали и градостроительные планы по расширению района пришлось отложить.

В советские годы панельные девятиэтажки построили только по одну сторону проспектов Химиков и Комсомольского в Ленинском районе. Участок напротив ждал своей очереди без малого 40 лет — сваи под первые многоэтажки были забиты только в 2013 году.

Кемеровчане Ирина и Дмитрий Логинские вместе с двумя детьми — новоселы района и обладатели новой трехкомнатной квартиры в 90 кв. м. В нее они переехали из малометражной «однушки» в другом конце города.

«Первая квартира у нас была всего 33 «квадрата», и ипотека там была под 12%. Родился второй ребенок в 2018 году, места стало мало, стали думать, как расширяться. По семейной ипотеке по нацпроекту ставка у нас всего 5,25%, с таким процентом платежи значительно меньше, поэтому и квартиру выбрали побольше, трехкомнатную», — рассказывает Ирина.

По условиям семейной ипотеки новое жилье необходимо приобретать в новостройках. Над тем, где будет их новый дом, Логинские долго не раздумывали. Этот район Кемерова знаком им обоим с детства.

«Здесь раньше было огромное поле, мы в детстве сюда часто бегали, особенно летом, жили через дорогу», — вспоминает Дмитрий. «Тут были тропинки протоптаны, через это поле на речку Томь постоянно бегали, она вот там, дальше, вон за теми домами, — добавляет супруга, показывая направление среди новых высоток. — Здесь ничего благоустроено не было, не было даже намека на строительство, даже представить не могли, что такой большой район здесь буквально на глазах вырастет. Как говорится, в чистом поле!»

На этом поле можно возвести порядка 1 млн кв. м жилья — именно во столько оценена общая перспектива застройки. Миллион «квадратов» жилой недвижимости — это не меньше 50 тыс. жильцов. По численности населения такой жилой район можно приравнять к небольшому городу. А городу нужна инфраструктура: дороги, по которым можно быстро и безопасно ездить на работу, детские сады и школы, где будут учиться дети, парки, где смогут гулять семьи, а еще магазины, спорткомплексы, банки, аптеки, дворы, парковки… Если бы все это обеспечивал застройщик, цена квадратного метра жилья была бы совершенно неподъемной. Потому инфраструктурные вопросы традиционно решают региональные и муниципальные власти.

Ни для кого не секрет, что рост объемов строительства жилья сдерживается отсутствием социальной и инженерной инфраструктуры на территории, отмечает губернатор Кузбасса Сергей Цивилев.

«На начальном этапе строительства важны подъездные пути, освещение, «коммуналка», чтобы элементарно стройка двигалась без задержек и промедлений. На конечном этапе мы обязаны сразу обеспечить новоселов прогулочными зонами, игровыми площадками, дорогами, школами и детскими садами. В этом нам помогают национальные проекты. Каждый из них касается конкретной сферы и, соответственно, закрывает определенный круг потребностей. Только собрав воедино все части целого, мы в итоге сможем создать кузбассовцам достойные условия для жизни, работы, учебы и воспитания детей», — подчеркивает глава региона.

Федеральное финансирование по нацпроектам привлечено на строительство дорог, развязок, детсадов. Все сразу — для новых микрорайонов. Комплексная реализация национальных проектов уже спустя год показала реальные результаты. Не только для жизни людей, но и для экономики региона в целом. Несмотря на пандемию коронавируса, стройки не остановлены, дома сдаются даже с опережением.

«Конечно, мы оценивали сам район, а не только жилье. Было важно, где будут учиться дети, удобно ли будет мужу ездить на работу в центр города, чтобы не стоять в пробках, чтобы магазины были рядом, чтобы уютно было, чисто. Потому что бывает так: построят дом, а вокруг ни тропинки, до ближайшей остановки по грязи идешь, пока все дома не построят. Так, конечно, не хотелось. Но у нас тут все благоустроено сразу», — отмечает Ирина Логинская.

Ставка на инфраструктуру может существенно повлиять на рост экономики и инвестиций, поясняет глава региона. По его словам, в строительной отрасли Кузбасса сегодня заняты более 35 тыс. человек, каждое рабочее место создает до десяти рабочих мест в смежных секторах: производстве стройматериалов, оснащении и обслуживании зданий.

С новым домом!

Строительство жилых домов — одна из ключевых задач нацпроекта «Жилье и городская среда». По планам на 2020 год в Кузбассе должно быть введено 805 тыс. кв. м жилья. Однако власти приняли решение увеличить этот показатель в 1,5 раза, до 1,237 млн кв. м. Большая часть новых «квадратов» традиционно приходится на крупные города региона. Кемерово со своими новыми микрорайонами заберет на себя львиную долю новостроек.

Сегодня в этой части Ленинского района Кемерова работают сразу два застройщика, они возводят по соседству жилые комплексы «Томь» и «Восточный». Дома строятся кирпичные, панельные, монолитные. Квартиры предлагаются под отделку или готовые, под ключ, чтобы каждый новосел мог выбрать себе подходящий по бюджету и потребностям вариант.

Уже построено порядка 160 тыс. «квадратов» недвижимости. ЖК «Томь» завершен почти полностью — 17 домов заселено, еще три строится. «Восточный» только начинает застраиваться, по проекту он будет рассчитан на 54 многоэтажки, первые три из которых уже сданы, остальные возведут к 2032 году.

Дома будут выполнены из сборного железобетона. Сваи, панели, перекрытия — все это производится в Кузбассе, на Кемеровском домостроительном комбинате, по немецкой технологии. Кстати, с прошлого года комбинат участвует в нацпроекте «Производительность труда и поддержка занятости» и уже втрое увеличил объемы выпуска свай за счет использования бережливых технологий.

«Благодаря повышению производительности на рынок поступает больше товарного бетона, который используют при строительстве и домов, и социальных объектов. Можно строить больше, быстрее, эффективнее», — отмечает вице-президент по строительной отрасли холдинговой компании СДС, в состав которой входит предприятие, Максим Николаев.

Чтобы жилье было доступным, для покупателей новостроек действуют льготные ипотечные программы. Это и запущенная недавно ипотека под 6,5% годовых, и семейная ипотека, ставки по которой сегодня в Кузбассе начинаются с 4,5%.

Предприятия региона тоже помогают своим сотрудникам в улучшении жилищных условий — компенсируют до половины процентной ставки по ипотеке. Ипотечные субсидии работникам выплачивают вместе с заработной платой, если банк подтверждает, что ежемесячные платежи поступают вовремя. Такую поддержку уже получают кемеровские химики, шахтеры, строители и специалисты из других отраслей промышленности и экономики.

Не спальный район

С верхних этажей новостроек можно разглядеть частные сельские домики и даже берег реки Томи. Это уже не Кемерово, а расположенный по соседству Кемеровский район. Микрорайоны строят на самой границе города. Еще несколько лет назад их бы назвали спальными за то, что расположены вдали от крупных производств, деловой, культурной и досуговой жизни, кипящей в центре. Но современные градостроительные стандарты меняют стереотипы.

Застройщики сразу предусмотрели в многоэтажках нежилые помещения, где может разместиться малый и средний бизнес. Предпринимателям нет необходимости покупать жилье на первых этажах и переоборудовать его под магазины, кафе, парикмахерские и другие объекты сферы услуг, справлять бизнес-новоселье можно сразу. Здесь уже работают федеральные и местные ретейлеры, аптеки, страховые и транспортные компании, а самое главное, развивается семейное предпринимательство. Новый быстрорастущий район стал хорошим местом для рождения бизнеса: кемеровчане открывают здесь небольшие кондитерские и пекарни, частные детсады и досуговые центры, спортклубы, организуют торговлю фермерскими товарами.

Свой вклад развитие инфраструктуры вносят и крупные инвесторы. Рассматривается возможность строительства крупного торгового центра, паркинга. В начале июня застройщик микрорайона компания «СДС-Строй» приступила к строительству многофункционального центра для игровых видов спорта с теннисными кортами, которые легко трансформируются в площадки для игры в бадминтон, волейбол и мини-футбол. Сдадут его уже к концу 2020 года.

Занятия спортом вообще прочно войдут в жизнь проживающих тут кемеровчан. Не зря один из федеральных проектов нацпроекта «Демография» так и называется: «Спорт — норма жизни». Застройщик возводит спортивные объекты на собственные средства, но их ввод способствует достижению целей нацпроекта — созданию условий для занятий массовым спортом, в том числе повышению уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовке спортивного резерва.

«Чтобы спорт действительно стал нормой жизни для большинства людей, нужно создать им возможности для занятий, сделать его доступным. В ЖК «Восточный» уже есть крытая хоккейная коробка, а в ближайшие три-четыре года по мере сдачи домов планируем построить еще три многофункциональные спортивные площадки. Здесь будет построен и хоккейный стадион для хоккея с шайбой», — рассказывает о планах Максим Николаев.

Социальные приоритеты

Под новые дома еще не забиты сваи, а рядом выкорчевывают кустарник и строят новую широкую магистраль — продолжение Комсомольского проспекта. Вдоль его советской застройки проходит узкая двухполосная дорога, новый участок рассчитан на шесть полос. Финансирование — почти четверть миллиарда рублей — выделено по нацпроекту «Жилье и городская среда» в части создания инфраструктуры для новых районов.

Это будет магистральная дорога с пропускной способностью почти 2,4 тыс. автомобилей в час, что полностью покроет потребности новых жилых районов с учетом всей перспективной застройки, рассказывает начальник управления городского развития администрации Кемерова Александр Рыбаков.

«Очень важно, чтобы социальная и транспортная инфраструктура не отставала от скорости сдачи жилья и по мощностям могла закрыть потребности всего нового района. Детские сады, школы, дороги проектируются на перспективу», — отмечает он.

Эта дорога соединит главный транспортный проспект Кемерова — Ленина — с новыми микрорайонами и выйдет к большой кольцевой развязке, дороги которой расходятся в разные концы новой жилой застройки. Это кольцо появилось в Кемерове в 2019 году благодаря нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Новые дороги и развязки строятся в рекордно короткие сроки — всего за сезон.

Детские сады в новом микрорайоне тоже должны установить рекорд — не только по скорости строительства, но и по числу новых мест для дошколят. Детсадов здесь построят четыре, первый уже сдан. Кемерово на сегодня остается одним из немногих городов Кузбасса, где очередность для детей ясельного возраста еще сохраняется.

«По нацпроекту «Демография» планируется строительство четырех детских садов, два из которых по 350 мест, еще два — по 280. Первый на 350 мест мы сдали в конце мая, это один из самых больших детсадов в Кемерове на сегодня. По нацпроекту «Образование» планируется строительство двух школ на 1050 и 550 учащихся, проектирование одной из них завершим к концу текущего года, чтобы приступить к строительству», — рассказывает Рыбаков.

Кстати, у Логинских и сын, и дочь уже зачислены в новый детский сад, от дома до него буквально пара минут. Двухлетний Рома готовится к адаптации, пятилетней Оле детсадовская обстановка уже привычна, осталось завести новых друзей. До школы девочке еще два года, к тому времени учреждение как раз должны построить.

Застройщики в действительности ощущают поддержку строительной отрасли на федеральном и региональном уровнях. Это конкретные дела и управленческие решения, направленные на рост объемов жилищного строительства с одновременным возведением в шаговой доступности важных социальных объектов, отмечает Максим Николаев.

«В Кузбассе создан координационный штаб по строительству под руководством губернатора Сергея Цивилева. Для нас это серьезная поддержка. Это позволяет оперативно решать самые сложные вопросы без бюрократических проволочек, позволяет нам, строителям, наращивать темпы и объемы строительства, сохраняя при этом качество наших объектов», — отмечает он.

Жителям Кемерова же это позволяет в срок получить комфортное и доступное жилье.

Мария Пименова / «Будущее России. Национальные проекты»